Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 14
Краснооктябрьского района г.Волгограда
Библиотека
«Справочное царство – мудрое государство»:
словари, энциклопедии, справочники
(методическая разработка занятий по формированию информационной культуры обучающихся 6-7-х классов)
Составил:
Зав.библиотекой
МОУ гимназии № 14
Кандаурова Т.Н.
Волгоград, 2011.
Содержание:
1. Введение 3
1.1. Цель, задачи, назначение, оборудование 3
2. Основная часть
Занятие по информационной культуре с обучающимися 6-х классов «Словарь - русской речи государь» 4
Занятие по информационной культуре с обучающимися 7-х классов «В мире энциклопедий, справочников» 10
3. Заключение 16
4. Список использованной литературы 17
5. Приложения 19
1. Введение.
В наше время, в век научного прогресса, в условиях быстрого накопления информации резко увеличивается поток публикаций по всем отраслям знания. Все это неизмеримо повышает значение различных видов справочной литературы, предназначенной для скорого и удобного получения надежных сведений научного, прикладного или познавательного характера. Без словарей, без справочников в настоящее время обойтись невозможно, так как в них собраны огромные человеческие знания, расположенные в алфавитном порядке. Язык непрерывно развивается и отражает развитие самого общества, поэтому даже человеку, постоянно занимающемуся языком, невозможно запомнить все необходимые сведения о нем и о значении новых слов. Естественно, что каждый образованный человек, а также человек, работающий над своей языковой культурой, вынужден обращаться за справками к различным словарям. Это неважно, откроет ли он книгу или интернет-страницу.
Цель – повысить информационную культуру в области справочной литературы, расширить познания о словарях, энциклопедиях, справочниках.
Задачи:
· Вызвать интерес к справочной литературе
· Дать разъяснения основным терминам и понятиям
· Научить правилам работы со справочной литературой
· Показать многообразие
· Обозначить необходимость в современном мире, показать практическое применение различных видов справочной литературы в жизни
Читательское назначение – обучающиеся основной школы гимназии (6,7 классы), у которых в определенной мере сформированы начальные знания о справочной литературе, необходимо более детально остановиться на примерах, углубить интерес.
В процесс занятия, считаю необходимым привлекать и самих обучающихся. Это помогает более продуктивно усваивать материал, практически опробовать работу со справочной литературой. Занятия проходят более оживленно, заметен интерес к теме.
Оборудование:
1. Книжные выставки («Твое справочное бюро: словари», «Твое справочное бюро: энциклопедии, справочники»);
2. Компьютер, мультимедийный проектор.
2. Основная часть методической разработки.
2.1. Занятие по информационной культуре с обучающимися 6-х классов «Словарь - русской речи государь»
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Слайд 1,2
–Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие мы начнем со слов французского писателя Анатоля Франса: «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного». Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую «большую пользу», по словам Франса, они нам приносят. Тема нашего занятия – «Словарь – русской речи государь». Эрудированный человек в нашем современном обществе должен не только много знать, но и уметь быстро находить нужную информацию. И здесь к нам на помощь приходят незаменимые словари. Они содержат огромный пласт оперативной информации.
Слайд 3.
Великий философ эпохи Просвещения Вольтер сказал: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!»
Как вы думаете, почему? Что это такое – словарь?
Выслушиваются ответы детей.
Слайд 4.
– Правильно! Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Некоторые вы уже знаете. Какие словари вам известны?
Выслушиваются ответы детей.
Слайд 5.
– Посмотрите, какое разнообразие словарей русского языка существует! Для начала мы познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые из них представлены на этой выставке.
А начнем мы знакомство с толковых словарей. Как вы думаете, почему их называют толковыми?
Дети отвечают.
Слайд 6,7,8.
– Послушайте рассказ об одном из старейших толковых словарей.
Ученики рассказывают о «Толковом словаре» В. Даля и «Толковом словаре» Д. Ожегова.(Приложение 1)
Слайд 9.
– Невозможно оставить без внимания энциклопедические словари. В нашей библиотеке представлен словарь Брокгауза и Ефрона в современной версии, т.к. русский язык постоянно изменяется и многие слова уходят из оборота. Оригинал такого словаря был издан в 1907 году.
Ученики рассказывают о «Энциклопедическом словаре: современная версия» Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.(Приложение 2)
– В словарях громадное количество слов. Как отыскать нужное? Как вы думаете?
Дети отвечают.
– Вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов – алфавит.
Слова в словарях расположены по алфавиту. Слово автомобиль мы ищем в начале словаря, а слово яблоко – в конце.
Такие словари, как толковые и энциклопедические, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации, по разным наукам и отраслям. Читая его (а есть любители читать толковые, энциклопедические словари), можно обогатить свой словарный запас.
А теперь и мы поработаем с этим словарем.
Слайд 10.
Предлагаю вашему вниманию такие слова, как команда, улица, дерево, среда, клякса. Класс делится на две команды. Первая команда ищет толкование предложенных слов в словаре, а вторая пытается самостоятельно объяснить их значение.
Выслушиваются ответы команд.
– Ребята, вот вроде простые слова, а как вы думаете, где толкование было более правильным?
Дети отвечают.
Слайд 11.
– Вспомните, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?
Дети отвечают. Когда надо уточнить написание слова.
–Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. Вы уже знакомы с таким понятием, как словарное слово. Давайте вместе заглянем в «Орфографический словарь для школьников» Ушакова и Крючкова. Он переиздавался много раз. Сейчас вы снова будете работать в группах.
Слайд 12.
Представители команды, которая работала со словарем, выйдут к доске и вставят пропущенные буквы в словах бетон, бидон, сервиз, сервис, карниз.
А другая команда найдет эти слова в словаре и пояснит нам, правильно ли написаны слова на доске.
Команды выполняют задание.
– Посмотрите, ребята: эти слова имеют разные лексические значения, ударения, поэтому для правильного написания полезно заглядывать в орфографический словарь. На уроках литературы вы знакомились с баснями Ивана Андреевича Крылова. Вспомните строки из басни «Свинья под дубом»:
Свинья под дубом
Наелась желудей досыта...
Но обычно мы говорим досыта. Одни люди говорят свёкла, а другие – свекла. Как тут не растеряться без специального справочного пособия. И таким пособием может стать орфоэпический словарь.
Слайд 13.
Ученик рассказывает об «Орфоэпическом словаре русского языка».(Приложение 3)
– Хорошо, теперь мы обратимся к орфоэпическому словарю и выполним следующее задание. Обе команды будут работать со словарями. Нужно поставить ударение в словах. И не забывайте, что словарь, как сказал Вольтер, – «это Вселенная в алфавитном порядке».
Слайд 14.
Дети расставляют ударения в словах, предложенных в презентации.
– Молодцы, ребята! Я уверена – теперь вы все будете произносить эти слова правильно.
–Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов.
Слайд 15.
Синонимы - это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Значит, в словаре синонимов можно узнать, сколько братьев «близнецов» имеет, какое – либо слово.
– Ребята, попробуйте подобрать синоним к словам испытать, пропасть.
Выслушиваются ответы детей.
– А теперь одна команда ищет в словаре синоним к слову испытать, а другая – к слову пропасть. Что у вас получилось?
Выслушиваются ответы детей.
– Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой!
Ребята, мы вспомнили, что синонимы – это слова, близкие по смыслу. А что такое антонимы?
Слайд 16.
–Антонимы - слова, противоположные по лексическому значению. Употребление антонимов делает нашу речь ярче и выразительнее. Словарь антонимов тоже сгруппирован по алфавиту.
Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.
Близко ли, далеко ли,
Низко ли, высоко ли.
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
А как вы думаете, где еще используются антонимы?
Д. В поговорках, в загадках.
– Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.
Слайд 17,18.
Я антоним к слову зной
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня...
(Прохлада.)
Слайд 17,18.
Я антоним слова лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я...
(Зима.)
Слайд 19.
Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Теперь вы подумайте и скажите слова-омонимы.
Дети предлагают свои пары слов.
Слайд 20.
Портье поставил портшез в проходе. Он был портативный.
– Ребята, как вы думаете, что означают эти слова?
Дети затрудняются в ответах.
Слайд 21.
– Для этого нужно заглянуть в словарь иностранных слов. А знаете ли вы, что волейбол – английское по происхождению слово, библиотека – греческое, а диктант – немецкое? В нашей библиотеке есть словарь иностранных слов. Сейчас мы вместе с вами попытаемся понять предложения, которые вы прочитали. Обе команды одновременно ищут слова портье, портшез, портативный. Кто быстрее?
Ученики работают со словарем.
– Что у вас получилось?
Слайд 22.
Д. Швейцар поставил маленькое кресло в проходе. Оно было удобно для переноски.
Слайд 23.
– В век современных технологий нельзя обойтись без словарей в электронном варианте. В нашей библиотеке установлен «Толковый словарь Ожегова». Он очень удобен в применении, сейчас я вам продемонстрирую его возможности. В читальном зале всегда им можно воспользоваться, как вариант при отсутствии книжного словаря. (Приложение 4)
Слайд 24.
–Так как мы с вами обучаемся в гимназии с изучением иностранных языков, то в библиотеке представлены словари: англо-русский, французско-русский, немецко-русский, испано-русский и др. На них свое внимание заострять мы не будем, потому что уже с начальной школы вас приучают ими пользоваться на уроках иностранного языка.
Слайд 25.
Необходимо только дополнить: сейчас в сети Интернет появилось большое количество on-line словарей, которые будут вам полезны. Давайте рассмотрим пример. (презентация)
Слайд 26.
Итак, ребята, мы совершили путешествие в страну словарей нашей библиотеки, Интернета. Разговор о словарях безграничен. Сколько словарей ждет вас – литературного языка, филологических, энциклопедических, иностранных!
Привыкайте заглядывать в словари всегда, когда не ясно значение слова.
Не жалейте времени на это. Словари помогут сделать вашу речь богатой и выразительной.
На этом занятие заканчивается, и я жду всех вас в нашей библиотеке.
2.2. Занятие по информационной культуре с обучающимися 7-х классов
«В мире энциклопедий»
Слайд 1.
–Ребята Вы растете, познаете мир, и у вас естественно возникает много вопросов: «Откуда? Зачем? Почему?», на которые порой не могут ответить родители и учителя. Что же тогда делать? А выход очень простой: взять и обратиться к книгам, которые знают все - книги справочного характера. Они обладают определенными особенностями: например, читать их можно вразброс, выборочно, то, что интересно, по заданию учителя, для разрешения спора с другом. Информация в ней краткая, дает представление о науке, но не представляет её вцелом.
Один из видов справочной литературы - энциклопедии. Каких чудес там только нет. В энциклопедии вы прочтете, что маленький паук может съесть верблюда, что бывают дожди из селёдки и апельсинов, что пески поют песни.
–Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам энциклопедий. Энциклопедия – такая удивительная книга, которая знает всё. Учтите, дело это не простое, энциклопедий много: они разные, и в них можно заблудиться… Ребята, вы, наверное, слышали такое выражение: « ходящая энциклопедия»? Так называют человека, имеющего самые разносторонние знания, у которого всегда можно узнать обо всем на свете и хранить в памяти множество дат, цифр, имен, названий.
Слайд 2.
–Слово «энциклопедия» родилось на берегах Древней Эллады. И означает «обучение кругу знаний, умений». Эти книги являются постоянными спутниками творческих людей. Цель энциклопедий, как определил французский писатель Дидро, - «собрать знания, рассыпанные по поверхности земного шара». Энциклопедии бывают универсальные, охватывающие большой круг вопросов, и отраслевые, посвященные какой-нибудь теме.
Слайд 3.
–В нашей библиотеке энциклопедии представлены в большом количестве, и вы сейчас в этом убедитесь. Все энциклопедии делятся на универсальные и отраслевые, тематические и краеведческие.
Первая по-значимости, конечно же, стоит Большая Советская Энциклопедия, в ней 50 томов. Она издана для взрослых. Для удобства пользования статьи в энциклопедиях, впрочем, как и в других справочных изданиях, расположены в строго алфавитном порядке. На корешке каждого тома указано, с какой буквы или слова начинается и кончается том.
Слайд 4.
Современным аналогом, более совершенным является Большая Российская энциклопедия (незаконченное издание)
Слайд 5
–О детской энциклопедии нам расскажет (ученик)
Ученик: энциклопедия для детей «Аванта+», намного легче и доступнее. Но чтобы научиться ею пользоваться нужно приобрести некоторый навык. Она состоит не из 50-ти, а всего из 12-ти томов. 900 специалистов в области науки, техники, культуры, спорта принимали участие в её выпуске. Она введёт вас читателей, в мир природы, в мир культуры, созданный человеком. Поможет вам мечтать, заглядывать в будущее и постоянно учиться. У неё вы можете найти полезный материал по теме урока, получить краткий точный ответ на вопрос. В каждом томе даются полезные советы читателям. Каждый том посвящен какой-либо теме: «Земля», «Животные и растения», «Искусство», «География»… Одним словом, детская энциклопедия станет вашим спутником на протяжении нескольких лет вашей школьной жизни.
Слайд 6.
–А теперь переходим к популярной энциклопедии «Я познаю мир».
Ученик: Я хочу рассказать о многотомной энциклопедии «Я познаю мир». Выпущены московским издательством «АСТ-ЛТД» более 50 томов. Каждый том посвящен какой-либо теме или науке. Чтобы удобно было искать ответы на вопросы, в конце каждой книги ест «содержание» с перечнем всех статей и указанием страниц.
Слайд 7.
–Теперь познакомимся с отраслевыми энциклопедиями (по определенной отрасли)
Энциклопедия, с которой я хочу вас познакомить, - школьная энциклопедия «Руссика» в 8 томах, цель которого – дополнить ваши знания, получаемые из учебников истории самой достоверной и полезной информацией. В энциклопедии отражены события, знаменитые люди России и зарубежных стран.
Слайд 8.
–Совсем недавно в фонд нашей библиотеки поступила энциклопедия по истории Всемирная история. Золотой фонд. В ней помещены более 8000 статей, охватывающих самый широкий спектр вопросов: исторические справки обо всех иностранных государствах, статьи об исторических событиях, а также объяснение основных исторических понятий и терминов.
Слайд 9.
–В этой же серии получена нами энциклопедия Русский язык. Золотой фонд. Всё, что касается русского языка, теории, выдающихся деятелей- языковедов, вы можете найти это в энциклопедии. Конечно же, здесь статьи расположены в алфавите для удобного поиска. На примере данной книги хочу обратить ваше внимание, что каждое справочное издание имеет свой справочный аппарат. Он дополнительно помогает ориентироваться в издании. Предметный указатель показывает, на какой странице можно найти информацию по вопросу. Например: Гласные на стр.87,511. В справочном аппарате данного издания расположен аннотированный именной указатель, где включены фамилии языковедов, внесших серьезный вклад в развитие русистики и языкознания, упомянутые в Энциклопедии. Например: Тростенцова Л.А. на стр. 585.
Слайд 10.
–Мифы народов мира в 2т. занимает особое место среди энциклопедий. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
–Правильно, здесь максимально собраны все мифы и предания народов всего мира. Ответ на любой вопрос по данной теме можно здесь найти.
Слайд 11,12.
–К тематическим энциклопедиям относятся издания по определенной теме: Мудрость тысячелетий (афоризмы, крылатые слова и выражения от древности до наших дней); Униформа, оружие, награды Российской империи: иллюстрированная энциклопедия. Название определяет тему издания.
Слайд 13.
–Отдельным блоком в нашей библиотеке представлены краеведческие энциклопедии. Как вы думаете, какого рода информация в них?
Ответы детей.
–Вы правы, это энциклопедии по нашему краю, Волгограду и области. Универсальная энциклопедия Волгоградской области даёт наиболее полную информацию по истории нашего региона – от древнейшей до новейшей, о природе и природных ресурсах, экономике, науке, литературе и искусстве. Она дополнена красивыми иллюстрациями и справочным аппаратом – алфавитным списком статей.
Слайд 14
Отраслевая экономическая энциклопедия регионов России: Волгоградская область открывает вам хорошую возможность получить комплексное представление об экономике Волгоградской области, её социальной и культурной жизни.
Слайд 15
Тематическая энциклопедия Сталинградская битва – это масштабная исследовательская работа, цель которой наиболее полно воссоздать картину величайшей битвы. Основа- архивные материалы, с которых только недавно был снят гриф секретности. Здесь отражены события, факты, карты, биографии знаменитых людей.
–Для того чтобы закрепить навыки использования энциклопедий, давайте проведем викторину. Делимся на две команды и определяем источник информации (энциклопедию) по теме или вопросу.
Слайд 16.
Задание для 1 команды:
1. Афоризмы о доме и семье
2. Ольховский район Волгоградской области: краткая характеристика
3. Личные местоимения в русском языке
4. Кто такая Жанна Д,Арк?
5. Горы Анды
6. Индийская мифология
7. Природные ресурсы Волгоградской области
8. Униформа городового России 19 века
9. Фаэтон (мифический персонаж)
10. Заслуги маршала Еременко в Сталинградской битве
Слайд 17.
Задание для 2 команды:
1. Орден Белого Орла в России
2. Царь Давид
3. Численность населения Волгоградской области
4. Антарктида
5. Словосочетания русского языка
6. Центральный универмаг Сталинграда
7. Скандинавская мифология
8. Крылатые слова о добре и зле
9. Донская Царица
10. Гелиос (мифический персонаж)
–Теперь сверим ваши ответы с правильными:
Слайд 18, 19.
1 команда:
1. Мудрость тысячелетий: энциклопедия
2. Энциклопедия Волгоградской области
3. Русский язык: энциклопедия
4. БСЭ, БРЭ, Всемирная история, История средних веков (Руссика)
5. БСЭ, БРЭ, География (Аванта+), Я познаю мир (География)
6. Мифы народов мира Т.1
7. Экономическая энциклопедия регионов: Волгоградская область
8. Униформа, оружие, награды Российской империи
9. Мифы народов мира Т.2
10. Энциклопедия Сталинградская битва
2 команда:
1. Униформа, оружие, награды Российской империи
2. БСЭ, БРЭ, Всемирная история, История древнего мира (Руссика)
3. Экономическая энциклопедия регионов: Волгоградская область
4. БСЭ, БРЭ, География (Аванта+), Я познаю мир (География)
5. Русский язык: энциклопедия
6. Энциклопедия Сталинградская битва
7. Мифы народов мира Т.2
8. Мудрость тысячелетий: энциклопедия
9. Энциклопедия Волгоградской области
10. Мифы народов мира Т.1
–Надеюсь, наше занятие поможет вам в дальнейшем ориентироваться в информационном пространстве энциклопедий. Наряду с печатными вариантами энциклопедий, существуют и на других носителях.
Слайд 20.
Например: хорошо распространенная Интернет-энциклопедия Wikipedia и многие другие.
Слайд 21.
Созданные самостоятельно электронные версии энциклопедий. Пример мы сейчас с вами подробно рассмотрим (Приложение 5)
Слайд 22.
А теперь познакомимся с книгами, которые так же, как энциклопедии, помогут вам найти ответы на любой вопрос. Справочники – это издания, в которых собраны необходимые сведения по определенному предмету, они дают какие-либо справки.
Слайд 23.
В нашей школьной библиотеке имеются справочники по математике, химии, физике, литературе, русскому языку. Эти справочники – самые популярные среди подростков. Среди учебной литературы они считаются настоящими бестселлерами. В этих справочниках включены теоретические материалы, вопросы для подготовки к любому уроку, контрольной, экзамену.
Слайд 24.
–Спасибо за внимание и плодотворную работу. До новых встреч в книжном царстве – премудром государстве!
3. Заключение.
Я никогда не запоминал то,
что можно прочитать
в любом справочнике.
А. Энштейн
Современники восприняли сказанное Энштейном как шутку гения. А учёный был прозорлив. Он хорошо представлял себе грядущую информационную лавину и как бы предсказал путь её преодоления: перекладывание запоминания на плечи «помощников» - справочников, энциклопедий, словарей. Насыщенность справочных изданий фактическими материалами, цифровыми показателями, статистическими данными делает их незаменимыми в любой научной, познавательной работе. Проектная и исследовательская работа невозможна без обращения к данному виду литературы. Это наши ежедневные помощники на пути получения новых знаний, информации.
4. Список использованной литературы.
1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник [текст]. – М.: Русский язык, 1993. – 495с.
2. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка [текст]. – М.: Русский язык, 1986. – 448с.
3. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практическое пособие[текст]. – М.: Книжная палата, 1989.
4. Большая Российская энциклопедия [текст]. – М.: Науч.изд. «Большая Российская Энциклопедия», 2005.
5. Большая Советская энциклопедия в 50т. [текст]. – М.: Науч.изд. «Большая Российская Энциклопедия», 1949.
6. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь: современная версия. – М.: Издательство ЭКСМО, 2004. – 672с.
7. Владимир Иванович Даль [интернет-ресурс]. - http://news.yandex.ru/people/dal1_vladimir.htm.
8. Всемирная история: энциклопедия [текст] / под ред. В.М.Макаревича. – М.: Дрофа, 2008. – 672с.
9. Имя России. Исторический выбор 2008: справочник [текст]. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 383с.
10. Литература: большой справочник для школьников и поступающих в вузы [текст] / сост. В.Ф.Чертков. – М.: Дрофа, 2008. – 432с. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
11. Мифы народов мира: энциклопедия в 2 т. [текст] / под ред. С.А.Токарева. – М.: Дрофа, 2008.
12. Мудрость тысячелетий: энциклопедия [текст] / авт.-сост. В.Балязин. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. – 848с.
13. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы [текст] /под ред. Р.И.Аванесова. – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
14. Русские писатели. ХХ век. Биографии: большой справочник для школьников и поступающих в вузы [текст] /В.В.Агеносов. – М.: Дрофа, 2008. – 428с.
15. Русский язык: большой справочник для школьников и поступающих в вузы [текст] / О.Ф.Вакулова, Т.М.Воителева. – М.: Дрофа, 2008. – 784с. – (Большие справочники для школьников и поступающих в вузы).
16. Русский язык: энциклопедия [текст] / под ред. Ю.А.Караулова. – М.: Дрофа, 2008. – 703с.
- Сергей Иванович Ожегов [интернет-ресурс]. - http://today.shadrinsk.info/star-birthday/229/
18. Скворцов, Л.И. С.И.Ожегов: пособие для учащихся [текст] /Л.И. Скворцов.- М.: Просвещение, 1982. – 112с., ил. – (Люди науки).
19. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка: книга для учителя [текст] /Л.К.Скороход. – М.: Просвещение, 1990. – 224с.
20. Словарь В.И.Даля [интернет-ресурс]. - http://dal.sci-lib.com/
21. Сталинградская битва. Июль 1942- февраль 1943: энциклопедия [текст] / под ред. М.М.Загорулько. – Волгоград: Издатель, 2008. – 512с.: ил.
22. Ушаков, Н.Д. Орфографический словарь[текст] /Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. – М.: Дрофа, 2009. – 316с.
23. Царева, Т.Б. Униформа. Оружие. Награды Российской империи от Михаила Романова до Николая: иллюстрированная энциклопедия [текст]/ Т.Б.Царева. – М.: Эксмо, 2007. – 272с.
24. Школьная энциклопедия «Руссика»: история средних веков [текст]. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
25. Экономическая энциклопедия регионов России. Волгоградская область [текст] / гл. ред. Ф.И.Шамхалов. – Волгоград, ЗАО «Изд-во «Экономика», 2005. – 503с.
26. Энциклопедия Волгоградской области [текст] / Администрация Волгоградской области; Волгоградский Государственный университет. – Волгоград, Издатель, 2008. – 446с.
27. Энциклопедия для детей. Т.3. География [текст] /под ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 2002.
28. Я познаю мир: детская энциклопедия [текст] /А.Б.Преображенский. – М.: Издательство АСТ, 2005.
5. Приложения.
Приложение 1.
Словарь В.И.Даля.
Влади́мир Ива́нович Даль (10 (22) ноября 1801 — 22 сентября (4 октября) 1872) — русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».
Член Общества любителей Российской словесности (в почётные члены избран в 1868 году),член Общества истории и древностей Российских, один из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, которое присудило ему Константиновскую медаль за «Толковый словарь живого великорусского языка».
Знал по меньшей мере 6 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов.
Этнограф, собиратель фольклора. Собранные песни отдал Киреевскому, сказки —Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.
Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Толко́вый слова́рь живо́го великору́сского языка́ (оригинальное название: Толковый словарь живаго Великорускаго языка) — словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов.
В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, словарь включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.
Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах, другие этнографические сведения.
За первые выпуски словаря Даль получил в 1861 году Константиновскую медаль, а в 1868 году он был избран почётным членом Академии наук и удостоен Ломоносовской премии.
Словарь С.И.Ожегова.
Толковый словарь Ожегова — однотомный нормативный словарь русского языка.
В 1900 году родился Сергей Иванович Ожегов - выдающийся русский языковед, лексикограф и лексиколог, историк литературного языка, профессор, автор всемирно известного «Словаря русского языка».
Первое издание «Словаря русского языка» С.И. Ожегова вышло в 1949 году. С того времени по 1991 год ожеговский словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7 миллионов экземпляров. Он стал поистине настольной книгой «правильной русской речи» для всех, кому дорог и кому настоятельно нужен русский язык. К нему обращаются учителя, журналисты, писатели, актеры и режиссеры, дикторы радио и телевидения, студенты и школьники. Научная достоверность и высокая информативность в сочетании с компактностью - вот основные достоинства, которые определили необычайную долговечность этой книги, намного пережившей своего творца и составителя.
Сергей Иванович Ожегов был прирожденным и неутомимым лексикографом, имевшим особый вкус к этой кропотливой, трудоемкой и очень сложной работе. Он был наделен особым дарованием словарника, обладавшего тонким чутьем слова. Обладая феноменальной памятью, он знал множество бытовых, исторических, областных и даже сугубо специальных реалий, стоящих за лексикой русского языка. Он помнил многие факты из истории науки и техники, народных промыслов и ремесел, военного быта, из городского и сельского фольклора, из текстов классиков и современных авторов. По воспоминаниям современников, незабываем был и сам облик этого обаятельного человека, интереснейшего собеседника, остроумного рассказчика, внимательного и заинтересованного слушателя. изданию, при подготовке которого корпус словаря был обновлён и пополнен Н. Ю. Шведовой, объём словника увеличился с 57 000 до 70 000 слов.
В 1992 году словарь впервые был опубликован с именами двух соавторов: С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Популярность словаря Ожегова начала быстро расти сразу же после выхода в свет. «Словарь русского языка» выдержал шесть прижизненных изданий. Первое и последнее прижизненное издания - это, в сущности, совершенно разные книги. За ними стоят не только достижения лингвистической науки и лексикографической практики, но и годы поистине титанического труда составителя. От издания к изданию Ожегов перерабатывал свой словарь, стремясь усовершенствовать его как универсальное пособие по культуре речи.
Приложение 2.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Энциклопедия Брокгауза и Ефрона) — российская универсальная энциклопедия.
Самая крупная дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон». «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» имел устойчивую репутацию одной из лучших в мире универсальных энциклопедий. Он не только не уступал немецкому «Брокгаузу», французскому «Ларуссу» или английской (в то время) «Британнике», но в чем-то и превосходил их, отличаясь широтой тематического охвата и глубиной изложения новейших (на начало XX столетия) научных сведений. «Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» представляет собой внушительную подборку статей из 86 томов большого Брокгауза.
Вытеснение переводных статей оригинальными, появление новых авторов сказалось на самом характере издания: из тривиальной энциклопедии оно превратилось в собрание новейших достижений и открытий во всех областях науки и техники.
Ещё одно немаловажное достоинство энциклопедии — свободная манера изложения. Элементы беллетристики встречаются не только в биографических статьях, многие из которых читаются как захватывающие рассказы, но и в научных. Во многом такая раскованность в подаче материала — тоже следствие привлечения к написанию статей виднейших учёных того времени, ведь, как известно, наиболее доходчиво что-либо объяснить может только тот, кто сам свободно ориентируется в данной области.
На сегодня Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона является общественным достоянием: хотя в научно-техническом плане энциклопедия уже сильно устарела, многие её статьи по-прежнему представляют исключительную историческую ценность.
Приложение 3.
Орфоэпический словарь.
В словаре включены именно те слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения. Эти трудности во многом вызваны эволюцией и развитием языка, когда в результате исторических изменений слова бытуют одновременно и в старом, и в новом варианте. Орфоэпический словарь русского языка предназначен для исправления ошибок допускаемых в нашей речи। Включены все сведения по произношению ударению и грамматической форме слова, отличительной особенность данного словаря является то что форма слова приводится полностью за исключением некоторых регулярных образований словарь отображает литературную форму слова в произношении, а так же все возможные варианты произношения слова в пределах его нормы. В словаре нет запретительных и не рекомендуемых форм, но есть новая система рекомендательных пометок. Если вы в повышении уровня своего речевого произношения то этот словарь именно для вас. Он будет полезен как для специалиста в области лингвистики так и для тех людей которые желают обогатить свои речевые данные и так же словарь будет полезен для тех людей чья профессиональная деятельность связана с устной речью.
Орфоэпический словарь станем вашим надежным помощником в работе, бизнесе, учебе, при подготовке к экзамену, докладу, публичному выступлению, расширит ваш кругозор, поможет избавиться от языковых ошибок и обогатит речь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий